Ваш город: Екатеринбург (выбрать другой)
Авторизация:  Регистрация
Работа в Екатеринбурге, поиск работы в Екатеринбурге, вакансии - Работа Град
Разместите до 100 вакансий — бесплатно!
Газета «Работа Град»
Первое кадровое агентство Екатеринбурга

Найти свое дело

11 июля 2008

Автор: rabotagrad.ru

Рахимьян Гиматов
(статья-победитель недели конкурса «Уральский Мастер» в номинации «Мастер Слова»)

Отыскать в наши дни молодого специалиста, готового посвятить трудовую жизнь одному делу и одной компании, практически невозможно. И тем сложнее представить и понять профессиональный путь человека, который вот уже 30 лет работает на одном предприятии.

Рахимьян Гиматов попал в Свердловск по распределению в 1977 году. С тех пор, начав с должности инженера-конструктора, он трудится на «Уралтрансмаше». Сегодня он возглавляет отдел по проектированию хорошо знакомого горожанам трамвайного вагона и имеет 8 авторских свидетельств на изобретения.

— Одной из главных проблем современного производства является высокая «текучесть» кадров. Рахимьян Мукарамович, в чем секрет того, что вы всю жизнь посвятили одному заводу? Неужели никогда не хотелось все бросить, уйти, искать себя где-то еще?

— Знаете, за 30 лет работы, когда создано столько чертежей, разработано множество проектов, которые внедрены в производство, все стало родным, а дело превратилось в любимое детище. Просто встать и уйти, а потом переживать, что с этим всем дальше случится, характер не позволяет. За годы работы всякое, конечно, случалось. Были времена, когда, например, зарплату на предприятии не выплачивали до 8 месяцев. Но справились, выдержали. Приходилось, как ни противно это вспоминать, делать курсовые и дипломные работы за нерадивых студентов.

— Чего не достает молодым специалистам, на ваш взгляд, чтобы справляться с трудностями?

— Сегодня на предприятии понемногу начинается процесс снижения среднего возраста работников за счет закрепления молодых специалистов. Конечно, с молодежью необходимо работать ежедневно и ежечасно, чтобы увлечь их работой. Но не всегда это удается, так как многие приходят для того, чтобы, научившись навыкам конструкторской работы и освоив компьютерные программы, искать работодателя, который может предложить более высокую зарплату. Многие уходят в коммерческие структуры. Я чаще всего соглашаюсь с доводами молодых людей, что зарплата должна позволять решать вопросы приобретения жилья, а также содержания семьи на соответствующем уровне. Молодежь сегодня более свободна в выборе сферы деятельности, более раскрепощена.  Многие, заканчивая вуз и приобретая какую-то специальность, не обязательно идут работать по этой специальности. Тут срабатывает поговорка «рыба ищет, где поглубже».

— Рахимьян Мукарамович, расскажите о себе: откуда вы сами, по распределению какого вуза были направлены в наш город?

— Я родился в селе Караболка Челябинской области. Окончил десятилетнюю школу (до девятого класса учился в школе села Аллаки, а девятый-десятый классы — в селе Тюбук). После окончания школы приехал в Челябинск и поступил на автотракторный факультет Челябинского политехнического института на специализацию «Колесно-гусеничные машины». В 1976 году я и еще 12 моих однокашников были направлены на преддипломную практику на завод транспортного машиностроения им. Я. М. Свердлова (так называлось предприятие в то время), на котором и защищали дипломы.

— Выходит, что в то время школьного образования, полученного в деревне, было достаточно, чтобы свободно поступить в вуз?

— Перед началом вступительных экзаменов были двухнедельные подготовительные курсы. В целом, школьного образования и личной целеустремленности оказалось достаточно.

— Тяга к изобретательству у вас проявилась в студенческие годы?

— Любовь к изобретательству и рационализации у меня была с детства. Помнится, еще в школьные годы я накопил на книгу «Электротехника в быту» (перевод с английского) и, почерпнув из нее интересные идеи, сделал много полезного для дома.

— Как развивалась ваша карьера после окончания вуза, когда вы попали на завод? Сильно ли за тридцать лет изменились ваши функциональные обязанности?

— Конечно, функциональные обязанности должны меняться в связи со служебным ростом, но в одном я стараюсь оставаться «играющим тренером», это в непосредственной конструкторской разработке, будь я просто инженером-конструктором или начальником отдела, поэтому вся моя трудовая деятельность связана с конструкторскими разработками. Получив диплом, я с 1977 г. начал работать в бюро перспективного проектирования отдела Главного конструктора. Работа над созданием современных видов боевой техники была очень интересной и увлекательной. В 1984 году я был приглашен в отдел товаров народного потребления, и причиной тому послужило то, что я внес ряд серьезных рацпредложений для отдела. Вскоре я был назначен руководителем конструкторской группы, а в 1986 году — начальником бюро новых разработок, позднее переведен на должность заместителя начальника отдела. В 1995 году я стал начальником сектора трамвайного отдела, с 2002 года — начальник трамвайного отдела, с 2007г. начальник отдела по проектированию трамвайных вагонов.

— Можете привести пример вашего изобретения?

— В свое время я предложил принципиально изменить конструкцию установки орудия на самоходно-артиллерийской установке (САУ). Изначально  рационализаторское предложение обернулось авторским свидетельством на изобретение, потому что удалось доказать тогдашнему Госкомитету по изобретениям мировую новизну данной конструкции. Это изобретение до сегодняшнего дня используется в изделиях. За внедренные изобретения награжден нагрудным знаком «Изобретатель СССР».

— А вот для горожан самым зримым вашим проектом является трамвайный вагон «Спектр». Каков ваш вклад в его разработку? И как сам проект появился в вашей жизни?

— После того, как руководство приняло решение включиться в разработку трамвая, по заводу был выпущен приказ о создании конструкторского отдела по освоению в производстве трамвайного вагона. К тому времени заниматься товарами народного потребления мне стало скучновато, хотелось более живой работы. Я написал заявление о переходе во вновь организуемый отдел, решив, что трамваи — стоящее дело.

Усилиями нескольких предприятий трамвай был собран и прошел испытание. А в 2000 году его запустили в производство. Лично самому приходится заниматься и дизайнерской работой, и компоновкой трамвайного вагона, и участвовать в разработке практически всех узлов и агрегатов трамвайных вагонов.

— Где, кроме нашего города, можно увидеть трамваи производства «Уралтрансмаш»?

— Наши трамвайные вагоны можно встретить в Казани, Самаре, Москве, Уфе, Саратове, Нижнем Тагиле, Волчанске, Ташкенте, Курске. Сейчас идет плотная работа с Москвой, так как столица, имея опыт эксплуатации трех вагонов, проявляет к нам интерес. Специально по требованию ГУП «Мосгортранс» вагоны для Москвы оборудованы системой автоматического контроля проезда с турникетами и валидаторами. Шкафы с электрооборудованием оснащены системами пожаротушения. Пассажирские салоны имеют однорядные сиденья и дополнительный ряд поручней по оси вагона.

— Как вам кажется, трамвай уже готов, или его дизайн и конструкция должны еще меняться?

— Желание дорабатывать, модернизировать, улучшать остается всегда. В настоящее время в конструкторском отделе решается вопрос создания конструкции и освоения в производстве трамвая с низким полом. Именно такой трамвай ждут от нас эксплуатирующие организации.

— Наверное, ваше желание улучшать вещи переносится на быт. Помогает ли оно вам в повседневной жизни?

— Конечно, помогает. Оно позволяет делать окружающий мир одновременно функциональным и эстетичным. А это очень важно.

 
Оцените статью:
+
  
понравилась:
18
  не понравилась
2
Поделиться:

© 2007–2023 Портал «Работа Град» — работа в Екатеринбурге, вакансии

Вопросы по работе сайта: +7 (343) 383-44-41, 217-63-73, 383-48-69
Пишите: mail@rabotagrad.ru
Заходите: г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 37, офис 801.

Полная контактная информация | Тарифы и услуги | Обработка персональных данных

Сообщить об ошибке