Ваш город: Екатеринбург (выбрать другой)
Авторизация:  Регистрация
Работа в Екатеринбурге, поиск работы в Екатеринбурге, вакансии - Работа Град
Реклама ваших вакансий через Jobpromo.ru
Газета «Работа Град»
Первое кадровое агентство Екатеринбурга

Профессия в действии: куратор

24 марта 2008

Автор: rabotagrad.ru

Евгения Чайка
У работников сферы культуры наконец-то появилась возможность сказать: «Сегодня мой профессиональный праздник».

Учреждение такого официального дня (25 марта) говорит об очень важных процессах, совершающихся в нашем обществе, где понятия «культура» и «искусство» перестают быть чем-то зависимым или, напротив, отдельным от нашей повседневности. Понятие культуры расширяется в обыденном сознании и больше не сводится к музеям, театрам, галереям… Искусство живет на наших глазах. Этому, надо заметить, способствует такая фигура мира искусства, как куратор: модератор, приближающий автора к зрителям. За пояснением, кто такой куратор, мы обратились к Евгении Чайке и Алисе Прудниковой.

— Евгения, кто такой куратор? Какие культурные процессы обусловили его появление? Какие функции возложены на него?

— Куратор – персона довольно странная, которая, по одной из версий, появилась в результате непонимания (в теоретическом смысле). Теоретики начала ХХ века стали говорить о «непонятном искусстве», чьи язык, форма и предмет перестали быть очевидными. Первые попытки объяснить новое искусство носили характер самообъяснения и выражались в форме манифеста. Так поступал, в частности, авангард. Постепенно искусство породило потребность не только в самообъяснении, но и в объяснении извне. Куратор оказался специфическим субъектом, который, находясь внутри некоторого художественного сообщества, в то же время пытается определить его на метауровне. Первые две его функции оказываются взаимосвязанными. Наряду с тем, что куратор объясняет искусство, он его еще и концептуализирует. Он работает с неким художественным материалом, структурирует его, качественным образом организует. В результате такого рода концептуализации появляется возможность объяснения. Первые две функции порождают третью: куратор презентирует продукт своей деятельности, который чаще всего является проектом.

— В чем заключается его проектная деятельность? И чем куратор отличается от координатора?

— Само понятие проекта и связанные с ним технологии проектного менеджмента говорят о том, что куратор – во многом арт-менеджер. Основная его рабочая функция (функция, которая занимает больше всего рабочего времени) – это координация, управление организацией развития проекта. Хотя на поддержание жизни проекта тратится много сил, и это, по сути, административные действия, от менеджера (в привычном смысле) куратора отличает, пафосно выражаясь, приверженность идее. Куратор сам генерирует идею, которой следует. В этом смысле, говоря о работниках сферы культуры, он отличается от координатора. Так, Екатеринбург принимает очень много федеральных (общероссийских) и международных фестивалей. И в этом случае, люди, которые занимаются проектом на местах, являются просто координаторами. Например, когда мы организуем в городе фестиваль, который проходит еще в 10 городах России, наша задача сводится к тому, чтобы предложенную программу достойным образом донести до зрителя.

— Поясните, пожалуйста, этот момент конкретным примером. Что значит «донести достойным образом»?

— Например, франко-немецкий фестиваль фильмов ARTE в Москве называется «Три дня с ARTE». Мы не можем воспользоваться этим названием, потому что ARTE – это название франко-немецкого канала, доступного российскому зрителю лишь через спутниковые тарелки. В Москве людей, знающих канал, больше, следовательно, название фестиваля воспринимается большей аудиторией. В Екатеринбурге таких людей меньше, значит, название проекта лучше сделать другим. Поэтому мы назвали фестиваль из той же программы «Кино/TV», вынося в название его суть. Мы подчеркиваем, что на киноэкране зрители увидят фильмы, снятые студией при телеканале и уже показанные на нем. К слову, приятно, что открытие нашего фестиваля совпадает с официальным празднованием дня работника культуры!

— Куратор и потребительское общество связаны друг с другом? Насколько тесно?

— Куратор – фигура востребованная в развитом потребительском обществе. Об этом говорит и его рекламистская функция. Куратор, конечно, ответственен за прямую рекламу своего проекта. Но и сам по себе он уже выступает как субъект, гарантирующий качество продукта. Куратор предлагает публике своеобразный продукт, зависящий от уровня культуры потребления в целом. Развитию такой культуры способствует рост ассортимента предложенных на рынке культуры проектов.

— Что такое успешный проект?

— Успешный проект – это проект, который принес прибыль его организаторам. Но эта идеальная конструкция пока редко реализуется на российских просторах, особенно в регионах. Критерий, который сложнее оценить – удовольствие публики. Естественно, любой проект, независимо от того, какого уровня кураторская концептуализация ему предшествовала, не имеет право на существование, если его не принимает публика. Другое дело, что куратор может найти или воспитать свою аудиторию – но это титанический труд. А в коммерческом смысле это возможно только в долгосрочной перспективе.

Алиса Прудникова, директор Екатеринбургского филиала Государственного центра современного искусства
Алиса Прудникова, директор Екатеринбургского филиала Государственного центра современного искусства

Куратор – это даже и не работник культуры, это идеолог и технолог в одном лице. В последний раз на экспертном совете премии Инновация в Москве самые горячие споры разгорелись как раз вокруг номинации «Лучший кураторский проект». Что считать критерием инновационности: размах? поворот темы? саму тему? подход к интерпретации? А успех: количество зрителей? положительная пресса? признание коллег?

Свою деятельность хочу проиллюстрировать самым непоказательным примером. Труд куратора очевиден на таких выставках как биеннале, большие арт-форумы, когда работает целая команда специалистов, создавая контент для идеи, заявленной темы, подбирая художников и работая с ними, высвечивая проблемы под определенным углом, выстраивая экспозицию именно так, а не иначе, окружая зрителя собственной драматургией. Да, куратор – это ведь драматург. Еще он режиссер и дирижер, и последнее, наверное, самое правильное сравнение. Заставить звучать все так как нужно именно тебе — искусство не из легких: так, чтобы весь этот оркестр зазвучал не только для тебя, а тронул зрителя и стал событием в придирчивом арт-мире.

Непоказателен мой проект прежде всего тем, что это проект одного художника. Мол, что же проще – пригласить мировую арт-звезду, показать его в своем маленьком городе, что же здесь такого? Обычно в таких проектах человек-организатор номинально именуется куратором, что является синонимом главного организатора. Но здесь было по-другому. Речь о выставке голландского художника Улая. Наше с ним знакомство началось с моего телефонного звонка – я просила сделать интервью для моей диссертации. И когда мы встретились, то поняла, что не привезти его в Россию я не смогу. Это как болезнь, ты понимаешь, что уехал с интервью в кармане, но просто необходимо продолжение, потому что у тебя уже в голове есть картинка – «партитура» выставки. Мы придумали формат предложенной им ретроспективы, работали сразу на два города — Екатеринбург и Москву, где были совершенно разные условия и требования. И вот здесь в твой оркестр из-за одного «музыканта» дополняется актуальной реальностью места, где все происходит, когда твоей главной задачей становится «заразить» гением художника как можно больше человек, когда показанное порождает желание настоящего искусства и сильного эстетического переживания.

 
Оцените статью:
+
  
понравилась:
26
  не понравилась
2
Поделиться:

© 2007–2023 Портал «Работа Град» — работа в Екатеринбурге, вакансии

Вопросы по работе сайта: +7 (343) 383-44-41, 217-63-73, 383-48-69
Пишите: mail@rabotagrad.ru
Заходите: г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 37, офис 801.

Контакты | Тарифы и услуги | Обработка персональных данных

Сообщить об ошибке