Откуда берутся деньги?
8 октября 2007Автор: , специально для портала
РаботаГрад.ру
Рассмотрим детальнее, как каждый работник может поспособствовать этому процветанию, и сколько ему за это будет причитаться, вместе с Ириной Суфияровой, директором Консалтинговой группы «СЭЛФ-МОСТ» (г. Екатеринбург).
Размер заработной платы зависит, прежде всего, от должности, которую занимает человек, а, точнее, от статуса этой должности в компании. Всех сотрудников можно условно поделить на четыре категории. «А» - руководители, « B » - бизнес-линия, « C » - специалисты и « D » - технические специалисты. Кто такие «руководители», наверняка, итак всем понятно. Поэтому перейдем сразу к рассмотрению группы «В». Бизнес-линия – это, по сути, линия фронта, передовая. Здесь сосредоточены ключевые специалисты, напрямую ответственные за получение дохода и призванные решать профильные задачи. В их состав, разумеется, входят сотрудники отдела продаж – именно они приносят в компанию деньги. Но в, первую очередь, сюда относятся те, кто создает основной продукт, с помощью которого сотрудники отдела продаж, собственно, и приносят в компанию деньги. Для промышленных предприятий – это рабочие, для юридических компаний – юристы, для логистических – логисты, для клининговых – специалисты по уборке помещений и т.д. Надо сказать, что на представителей первых двух букв латинского алфавита приходится в среднем примерно 80% суммы, предназначенной на премиальные выплаты компании в целом. Однако, будучи юристом, логистом или специалистом по уборке, можно и не попасть в привилегированную категорию «В», которая делит с «А» заветные 80%. На предприятии, производящем булочки с маком, все вышеупомянутые профессии попадут, скорее всего, в категорию «С». Они будут лишь обслуживать ключевой процесс – процесс хлебопечения.
Разумеется, на сумму заработной платы специалиста влияет также и его рыночная «стоимость». Поэтому высококомпетентным сотрудникам, даже если они не являются «передовиками», полагается достойное вознаграждение. Условно говоря, юрист на производственном предприятии не может получать 5 000 рублей, в то время как его коллеги в других компаниях, обладающие аналогичными опытом и знаниями, имеют оклад в 20 000 руб. И все это, несмотря на то, что в самой процедуре изготовления продукта он не участвует. Что касается категории « D », то сюда относятся люди обслуживающие существование упомянутых трех категорий, не имеющие высокой квалификации.
Но в компаниях одинакового профиля – на заводах, например – оплата на одной и той же должности может быть разной. И это связано с тем, что у этих предприятий может быть разная стратегия развития, разные приоритеты. Там, где на первом месте стоит выведение на рынок нового продукта, специалисты по маркетингу и рекламе, безусловно, будут цениться выше, чем там, где на данный момент более актуальной задачей представляется снижение его себестоимости. Справедливости ради, нужно сказать, что так происходит не всегда, и руководство порой допускает ошибки в управлении заработной платой. Чтобы их избежать, консультанты советуют, прежде всего, определиться с приоритетами развития и направлением движения компании, и в соответствии с этим выстраивать систему справедливого вознаграждения.
Размер вознаграждения зависит еще и от политики компании по отношению к среднерыночной заработной плате. Напомним, что ее величина соответствует сумме, наиболее часто предлагаемой работодателями: средняя заработная плата – это не среднее арифметическое от минимальной и максимальной. Итак, когда руководство поднимает планку выше, то, как правило, требует от сотрудников большей эффективности и имеет возможность принимать на работу лучших. Если же наоборот, то компания, как правило, готова брать специалистов с небольшим опытом и нести временные и материальные затраты, связанные с повышением их квалификации.
Выбрав ту или иную стратегию, необходимо следить за соответствием реального положения вещей провозглашенному курсу.
В одной из компаний, которую мы консультировали, - рассказывает Ирина Суфиярова, - руководители высшего и среднего звена, а также специалисты получали зарплату близкую к максимальной. В то же время наблюдалась высокая текучесть среди мастеров. Дело в том, что их доход был ниже рыночного. А прибавочная стоимость, по сути, создавалась производственными специалистами. Когда мы поинтересовались у руководителя о политике в отношении денежного вознаграждения, то он ответил, что в рамках всей компании уровень его должен соответствовать среднерыночному. То есть, одной категории сотрудников переплачивали, а другой – не доплачивали.
Чтобы понять, как повлиять на повышение собственной стоимости, полезно узнать, из чего, собственно, состоит предлагаемая работодателем материальная мотивация. Она включает в себя три основных компонента: оклад, премии и бенефиты (социальный пакет). Оклад – фиксированная сумма оплаты того или иного специалиста, ее размер зависит от компетенции сотрудника. Разумеется, набираясь опыта и совершенствуя знания и навыки, сотрудник рано или поздно будет удостоен повышения оклада. Однако перерасчет его происходит не так часто.
Чтобы люди действительно старались, и чтобы большая заработная плата была у тех, кто действительно приносит наибольшую пользу, очень полезно применять систему премирования на основе ключевых показателей эффективности, - убеждена директор «СЭЛФ-МОСТ».
Они включают в себя производственные и финансовые показатели: изготовление определенного количества деталей, привлечение определенного количества клиентов. Эти цифры иллюстрируют уровень достижения целей, которые компания ставит перед сотрудником. Однако на пути к ним человек должен выполнять еще и массу процедур. Например, занесение клиентов в базу. И при этом – соблюдать определенные стандарты: грамотно общаться по телефону, уважать технику безопасности и т.д. Выполнение процедур и соблюдение стандартов тоже целесообразно рассматривать как ключевые показатели, каждый из которых имеет свою «стоимость» и влияет на сумму выплат тому или иному сотруднику.
У сервисных подразделений переменная часть зарплаты (премии), как правило, небольшая. Она зависит от качества выполнения стандартных процедур. А вот для успешной работы категорий «А» и «В» необходима активная мыслительная и поведенческая деятельность. Им требуется гибкое реагирование на ситуацию, быстрое принятие решений. Помимо соблюдения стандартов, приходится еще и усиленно работать головой. Впрочем, все сказанное справедливо и по отношению к высокоинтеллектуальному обслуживающему персоналу: бухгалтерии, ИТ-специалистам и т.д.
Итак, мы в общих чертах выяснили, на какие принципы компании опираются, указывая в объявлении ту или иную сумму. Быть может, многие схемы, скорее показывают «как это должно быть». Не все работодатели детально, в баллах определяют ценность каждой конкретной должности, руководствуясь приоритетными задачами бизнеса, которые в свою очередь тоже ранжируются. Однако, по свидетельству Ирины Суфияровой, «в последнее время значительно повысилась культура руководителей в отношении оплаты труда. Политика «Сколько хочу, столько и плачу» уже не актуальна. В цивилизованном мире уровень денежного вознаграждения определяется в соответствии с бизнес-процессами в компании и, конечно, в соответствии с компетенциями самого сотрудника и стоимостью подобных специалистов на рынке труда».
© 2007–2023 Портал «Работа Град» — работа в Екатеринбурге, вакансии
Пишите: mail@rabotagrad.ru
Заходите: г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 37, офис 801.
Контакты | Тарифы и услуги | Обработка персональных данных
социальных сетях